По прогнозам Gartner , в 2022 году расходы на корпоративные облака в мире составят $331,2 миллиарда. Облачные сервисы – один из наиболее динамичных мировых IT-рынков. Бизнес хочет быть гибким, мобильным и более эффективным, поэтому больше не хочет строить собственные дата-центры и заниматься их обслуживанием. Он выбирает облачные услуги.
Что такое облачные сервисы
Облачные сервисы – это платформы и программы, которые «живут» и работают на серверах специальных компаний – облачных провайдеров. Эти программы не нужно устанавливать на компьютер, а доступ к ним можно получить из любой точки мира. Dropbox, Google Drive, iCloud – все мы давно пользуемся этими и похожими продуктами, даже не осознавая, что они расположены в облаках. Нет смысла держать файлы на собственном компьютере, гораздо проще хранить данные и работать с ними на удобных и защищенных облачных платформах.
Та же ситуация и с бизнесом. 1С в облаке более удобно, чем 1С на собственном сервере, который может сломаться, подхватить вирус или просто устареть. Если держать интернет-магазин в облаке, а не на собственном сервере, в день «черной пятницы» можно просто забронировать у облачного провайдера дополнительное место и не беспокоиться о том, что все «ляжет». Переход бизнеса в облако помогает решить массу проблем, связанных с управлением сложной ИТ-инфраструктурой.
Какими они бывают
Ключевые облачные услуги можно представить в виде пирамиды. На самом низком уровне находится IaaS (Infrastructure-as-a-Service) – это серверы, хранилища, сети, вычислительная инфраструктура, которую облачный провайдер предоставляет для использования. Условно говоря, это просто пустой склад в аренду. Примеры IaaS – IBM Softlayer, Hetzner Cloud, Amazon EC2.
На среднем уровне размещается PaaS (Platform-as-a-Service) — платформа для самостоятельной разработки и развертывания приложений. Это уже склад со стеллажами и техникой для погрузки его товаром. Примеры PaaS: Google App Engine, IBM Bluemix, Microsoft Azure, VMWare Cloud Foundry.
И на самом высоком – SaaS (Software-as-a-Service), которую составляют готовые облачные приложения с доступом через веб-интерфейс. Это товар на полке нашего облачного склада. Примеры SaaS: Google Drive, Microsoft Office 365, Dropbox.
Облака — прибыльный бизнес
Больше денег крутится в сегменте SaaS: в 2018 году он составил $80 млрд (из $182,4 млрд общемирового облачного рынка). Второе место занял сегмент IaaS, на последнем месте – PaaS.
Все началось в 2002 году с Amazon
В начале 2000-х компания Аmazon, которую тогда все знали как онлайн магазин книжек, предложила своим клиентам размещать данные на удаленных серверах, без привлечения собственной инфраструктуры и оборудования. Идею подхватили и начали развивать Google, IBM и другие технологические гиганты. Следующие 18 лет развития технологий прошли в постоянном усовершенствовании облачных продуктов. Разработчики соперничали в умении создавать наиболее эффективные программы для организации виртуальной IT-инфраструктуры. Расходы на облачные вычисления росли быстрее, чем ожидалось, и в ближайшие годы останавливаться не собираются.
Идея Аmazon оказалась более чем удачной. В 2012 году мировой рынок облачных услуг составил $26,4 млрд. В 2019 году он вырастет почти в 10 раз , к 2026 году – почти в 20 раз, до $521,8 млрд.
Украинский облачный рынок перевалил за отметку в $22 млн
В Украине облачные сервисы активно стали использоваться в 2014 году. После аннексии Крыма и Донбасса многие компании с востока переехали в Киев или другие города и решили не строить снова свои дата-центры (потому что это дорого), а арендовать место в облаках. Другого варианта сберечь бизнес у них не было.
Основными поставщиками облачных услуг в Украине являются иностранные провайдеры – Amazon Web Services, Microsoft Azure, Tet (ex-Lattelecom) . Их доля на рынке составляет более 60%. В 2017 году объем украинского рынка публичных инфраструктурных облаков впервые превысил размер рынка традиционных дата-центров.
Google, Amazon и Microsoft – мировые облачные лидеры
Мировой рынок облачных сервисов концентрируется вокруг трех IT-гигантов: Google, Amazon и Microsoft, занимающих 70% рынка IaaS. Услуги Amazon и Microsoft используют компании США и Европы. В Китае рынок почти полностью монополизировал местный провайдер Alibaba Cloud.
В Украине, помимо глобальных облачных провайдеров, также работают локальные операторы: De Novo , GigaCloud , UCloud , » Парковый «, VoliaCloud , Tucha . По состоянию на 2020 год их общая рыночная доля составила $6,1 млн.
Больше денег на облака тратят американские компании
По итогам 2020 года американский бизнес потратил на облака $97 млрд – более 60% от общего мирового рынка. На втором месте – Великобритания с показателем $7,9 млрд, за ней следует Германия ($7,4 млрд). На рынке Азии лидируют Япония и Китай.
В Европе облачный рынок распределен очень неравномерно. Развитые экономики западной Европы тратят на облака в разы больше, чем их восточные коллеги. По данным аналитической компании Forrester Research , в 2019 году облачный рынок западной Европы составил $24,1 млрд, восточной — всего $1,15 млрд.
В Украине рынок облачных сервисов все еще находится на стадии активного роста. Его потенциал значительно больше, чем имеющиеся $22,2 млн. Украинские провайдеры по качеству услуг не уступают западному, к тому же готовы предлагать индивидуальные решения и оказывать техническую поддержку в максимально сжатые сроки. В принципе, никто не принуждает бизнес воспользоваться облачными сервисами. Он может и самостоятельно разворачивать и обслуживать сложные IT-системы, но в конце концов это может негативно отразиться на эффективности и конкурентоспособности компании.