1. В команде должен быть порядок, взаимодоверие и прозрачная картина. Когда в команде бардак – заказчик это сразу же почувствует, даже если он с вами практически не общается.

2. Выполняйте обещания. Не давайте нереальных обещаний. Лучше объясните, почему Вы можете сделать что-то только к такому сроку, чем пообещаете и не сделаете.

3. Про проблему стоит уведомлять, как только она возникла, а не дожидаться, что она сама собой рассосется. Если проблема возникла, нужно не только о ней сообщить, но и предложить пути решения проблемы, а не взваливать все на плечи заказчика.

4. Уважайте заказчика и будьте к нему терпеливы. Если Вы мило общались с заказчиком по телефону, а потом положили трубку и вслух рассказали, что он такой-сякой нехороший, не удивляйтесь, почему члены Вашей команды никогда не станут испытывать к нему уважения, а уж про доверие и говорить не приходится.

5. Отстаивайте интересы своей команды и коллег в глазах заказчика. Если что-то пошло не так, то стоит признать, что виновата вся команда, а не отдельные Петя Иванов и Вася Сидоров.

6. Если у Вас (по Вашему мнению) ужасный заказчик — воспитывайте его. Как? Тут уже Вам виднее, то ли своим примером, то ли примером соседних команд, то ли книгами, то ли тренингами, ищите свое. Как говорится, кто ищет, тот всегда найдет.

7. Помогите заказчику сэкономить на чем-то.

8. Нацельтесь на длительные отношения с заказчиком. Узнайте его долгосрочные планы и цели.

9. Сделайте для него чуть-чуть больше, чем он ожидал.

10. Будьте скептическими к себе, ищите пути постоянного улучшения, как своей работы, так и взаимоотношений с заказчиком.

11. Не стесняйтесь иногда попросить у заказчика совет.

12. Не останавливайтесь на достигнутом. Расширяйте горизонты.

13. Проявляйте инициативу.

14. Ну и последнее – клиент всегда прав. Если клиент не прав – то все равно «клиент всегда прав», при этом здравый смысл никто не отменял.