Jira – коммерческий продукт для постановки и контроля выполнения задач разработанный компанией Atlassian. Используется для построения систем обслуживания ошибок, управления проектами, организации взаимодействия с конечным пользователем. Система использует Java и хранит данные в базе данных. Jira имеет гибкие возможности по конфигурации, что позволяет использовать ее для большого круга задач интегрировать с другими системами обеспечивающими бесперебойную работы компании. Доступ к приложению осуществляется через web-интерфейс, что позволяет использовать ее на различных устройствах вне зависимости от ОС и аппаратных характеристик.что такое жира

Jira позволяет:

  • планировать,
  • отслеживать,
  • выдавать результат и отчетность,
  • показывать производительность работы и затраченное время на выполнение поставленных задач.

Среди преимуществ стоит отметить:

  • Гибкое планирование на основе Scrum, Kanban
  • Построение Agile отчетов
  • Точные оценки результатов
  • Простая приоритезация и фильтрация задач
  • Возможности построения процессов непосредственно для Вашей компании.
  • Оптимизация для работы с мобильными устройствами.
  • Большие возможности интеграциипреимущества жира

Пользователи системы

Конечно же, это одна из ключевых сущностей системы. Система может вести собственную базу пользователей или интегрироваться с Active Directory. Пользователи могут быть объединены в группы, также отдельным пользователям или группе пользователей может быть назначена определенная роль в системе.

Роли

Несмотря на то, что политики безопасности и доступа можно назначить непосредственно на группы или конкретных пользователей, имеется возможность создания ролей. Это особенно удобно если используется некоторое количество однотипных проектов, например по разработке ПО.

Проекты

Еще одна ключевая сущность.  По сути – проект определяет набор свойств для группы задач, например:

  • Какие типы задач используются в проекте
  • Бизнес процессы, согласно которым каждый тип задачи живет
  • Схемы доступа и схемы безопасности задач
  • Схемы оповещений
  • Компоненты, из которых состоит проект
  • Назначенные роли в проектепреимущества jira

Конечный набор может изменяться в зависимости от вида проекта.  Проект относится к одному из 3х приложений:

В зависимости от конфигурации сервера одно или несколько из них будет доступно в Вашей инсталляции. Собственно приложение помимо конечного набора функционала проекта определяет набор «досок» для отображения задач, стандартный набор доступных отчетов, и вообще все, что касается визуализации очереди задач.

Задачи

Последняя ключевая сущность. Это собственно объект, над которым пользователь совершает действия. Набор действий, которые можно выполнить описывается бизнес-процессом и обязательно является одинаковым для всех задач одного типа в рамках одного проекта.jira workflow

При необходимости задача может быть перенесена из одного проекта в другой, и если БП отличаются, то при переносе система руками попросит проставить соответствие статусов одного БП статусам другого. В рамках БП также описываются проверки, выполняемые перед совершением определенного действия над задачей, а также пост-функции, которые выполняются после. Задача состоит из полей, в которых хранится информация о том кому и что нужно сделать, как это делать и прочие полезные знанияпродукты жира

Задача, является  последней сущностью, к которой применимо разграничение прав. То есть можно определить ряд задач, которые будут недоступны для некоторого пользователя, но нельзя определить ряд полей задачи, которые будут недоступны некоторому пользователю.

Типы задач

Разбивают задачи на группы. Для каждого типа задач в рамках одного проекта может быть назначен свой бизнес-процесс. Есть несколько особых типов задач: один из них — подзадачи. Такие задачи по умолчанию связаны со своим родителем. А также корректно распознаются при построении отчетов, связанных с затраченным на работу временем. Другой пример задачи особого типа – это Эпик. Эпики используются для агрегирования задач в единую глобальную задачу. К одному Эпику могут относиться даже  задачи из разных проектов. Если Вы хотите подробнее узнать об использовании Эпиков, то читайте нашу статью «Механизмы Jira, которые позволяют эффективно структурировать работу.»

Компоненты

Компоненты используются для разбиения всех задач проекта на более мелкие группы. Например, несколько смен сотрудников занимается поддержкой серверов ОС Windwows. Среди задач могут быть проблемы с установкой и резервным копированием ОС, настройкой сетевых сервисов (ActiveDirectory, DNS,DHCP, Print services), настройкой сервисов приложений (Terminal Services, IIS и пр.). Каждую группу можно выделить в отдельный компонент. И таким образом отслеживать качество выполняемых задач не только по разным сменам сотрудников, но и по отдельным компонентам.компоненты jira

Внесение изменений

Каждая задача имеет набор полей. Количество полей, которые должна содержать задача может быть изменено администратором Jira в соответствии с потребностями проекта. Также имеется возможность создавать дополнительные (пользовательские) поля. Все поля задачи размещаются одном или нескольких скринах (окнах).Для каждого бизнес-процесса нужно назначить скрин для создания, просмотра и редактирования задачи. Это может быть один и тот же скрин. Также для каждого перехода (изменения статуса задачи) можно назначить свой скрин при необходимости. Таким образом, можно корректировать данные задачи на каждом этапе ее жизненного цикла.

Получение уведомлений

Из коробки jira умеет слать оповещения на e-mail. Другие типы уведомлений могут быть настроены с помощью плагина или стороннего сервиса. Например, наша компания использует бота для получения оповещений Jira в Телеграмм и Skype. Если Вас интересует подобный функционал Вы можете получить как консультации, так и конечный сервис. Обращайтесь к специалистам нашей компании.

Связи между задачами

Помимо связей между особыми типами задач, можно настроить связи между задачами одного типа. Например, выполнение одной задачи может  блокировать работу над другой. Для этого выставляется блокирующая связь между задачами. На основе наличия этой связи можно в настройках бизнес-процесса делать проверки, блокировки переходов и настраивать другие действия в пост-функциях. Однако анализ наличия связи между задачами не входит в базовый функционал Jira, а дополняется с помощью плагинов, например AM Utils.

Учет рабочего времени

Jira имеет базовый функционал, позволяющий планировать время выполнения задачи и фиксировать фактически затраченное время. Возможности контроля и учета рабочего времени могут быть значительно расширены за счет плагина Tempo Timesheets.

Привязка репозиториев

У Atlassian есть собственное решение – BitBucket. И конечно Jira имеет механизмы для плотной интеграции с этим сервисом. Работа с другими репозитариями осуществляется через плагины, например для git – это Git Integration for JIRA.

И на закуску самое вкусное: пример использования Jira в среднего размера веб-студии.

Немного о самой компании, которая использует предлагаемое решение. Это небольшой (до 10ти человек) коллектив, занимающийся разработкой и поддержкой веб-ресурсов на WordPress. Они имеют некоторое количество постоянных заказчиков, для которых создают новые и дорабатывают существующие решения. Любая задача состоит из нескольких этапов:

  1. Реализация
  2. Тестирование у разработчика
  3. Тестирование у заказчика

Ниже описано решение, которое успешно применяется в этой компании.

Для каждого заказчика создается отдельный Kanban проект. Такая мера принята для сохранения возможности разграничения прав доступа к деталям проектов каждого заказчика для разработчиков. Для проекта назначаются роли разработчиков и менеджера.

Внутри проекта Эпиками разделяются заказы клиента. Эпик имеет свой бизнес процесс и может находиться в трех стадиях: формирование, активно, в архиве. Эпик агрегирует в себе все задачи по конкретному заказу клиента.

Каждая задача помимо стандартных полей содержания, описания и   исполнителя имеет поле описания выполненных работ. Для каждой задачи предусмотрено 5 статусов:

  • open
  • in progress
  • testing
  • staging
  • done

Также разработан бизнес-процесс с учетом этих статусов.задачи jira

Заказчик может самостоятельно ставить задачи в проект через e-mail. Такая задача разбирается командой под руководством менеджера и при необходимости разбивается на подзадачи.

Решение интегрировано с Git и готово для дальнейшей интеграции с продуктами CI&CD.

К сожалению, мы связаны соглашением о неразглашении и не имеем права показать читателю больше скриншотов, однако если Вас заинтересовало решение или Вам требуется консультация по построению и ведению проектов в jira, Вы всегда можете обратиться к специалистам нашей компании. Мы рады сотрудничеству с Вами, [email protected]