В старые добрые времена специализация в сфере обработки информации была исключительно узкой. Существовали четкие различия между программистами, создававшими прикладные программы, системными программистами, разрабатывающими инструментальные средства и операционные системы, системными архитекторами или аналитиками, инженерами по оборудованию, обеспечивающими безотказную работу мощных систем, обслуживающим персоналом (чьи задачи часто сводились к выполнению таких рутинных операций, как смена лент или чистка машин для перфорирования карт, но включали и такие задачи, как планирование работ и управление пользователями) и т. д. Бывало, что сотрудники переходили с одного участка на другой, но это случалось не так часто, как можно подумать: навыки, необходимые для выполнения различных видов работ, нередко являлись узкоспециализированными, и само обилие эксплуатируемых аппаратных и программных средств приводило к тому, что во многих случаях сотрудники имели дело с одной и той же платформой или технологией на протяжении почти всей своей карьеры. Такой была первая стадия формирования современной роли ИТ-профессионала. Это были высокоспециализированные, ориентированные на выполнение особых задач сотрудники, чья квалификация повышалась главным образом на рабочем месте. Появление и развитие портативных компьютеров повлекло за собой явную демократизацию работы в сфере ИТ. Все началось с выпуска специализированных текстовых процессоров, поставляемых такими компаниями, как Wang, Lanier и Exxon. Работа с этими системами не требовала (и чаще всего не допускала) программирования. Они могли функционировать без вмешательства со стороны системных архитекторов. Обычно их могли обслуживать сотрудники с ограниченными навыками в сфере ИТ (а то и вовсе без таковых). Производителям универсальных вычислительных средств не понадобилось много времени для того, чтобы тоже вступить на этот путь. Сначала появились мини-компьютеры, ориентированные на обслуживание филиалов и региональных офисов или центральных офисов не очень крупных компаний; за ними последовали системы для департаментов и рабочих групп. А это, в свою очередь, привело благодаря интенсивной эксплуатации закона Мура к появлению все более мощных компьютеров на рабочих столах пользователей по всему миру. Этот переход ускорялся под воздействием параллельного процесса в направлении «снизу вверх», в результате чего появились домашние компьютеры, однако превращение корпоративной сферы ИТ в потребительскую — это тема для отдельной статьи.nnВ тот период типичная карьера ИТ-профессионала складывалась так. Сначала — работа в том или ином качестве в подразделении поддержки, возможно, в штате службы поддержки или по части аппаратной поддержки конечных пользователей. А затем переход на все более ответственные посты в сфере технологий. Эта карьера в точности повторяла этапы освоения информационных технологий большинством организаций. Все они начинали с небольшого числа централизованных ИТ-ресурсов, но, по мере того как компьютеры, сетевые средства связи, а также средства работы с электронной почтой, а также совместного использования файлов и принтеров становились все более дешевыми и все менее сложными, информационные технологии укоренялись во все менее масштабных организациях. Будем считать это второй фазой развития роли ИТ-профессионала: умения и навыки обобщаются, но обучение по-прежнему происходит главным образом на рабочем месте. К середине 1990-х годов четко обозначились четыре тенденции:n
- В соответствии с законом Мура производительность вычислительных систем выросла невероятно. Все больше вычислительных устройств, оснащенных мощными средствами обработки и хранения данных, появлялось в организациях, не приобщавшихся ранее к информационным технологиям, и происходило это быстрее, чем предполагали эксперты. Если взять наугад любой 10-летний период в истории распространения ИТ на предприятиях и сравнить достижения в этой области с достижениями в любой другой сфере за тот же период, мы увидим, что масштабы и скорость развития технологий обработки и хранения данных просто поражают.
- Возросший темп наращивания технических мощностей свидетельствовал о том, что все новые и новые задачи, услуги, а также процессы могут быть подвергнуты компьютеризации и автоматизации. В то же время развитие локальных и региональных вычислительных сетей, а также все более активная коммерческая эксплуатация Интернета указывали на то, что сети отдельных организаций становятся все более сложными и мощными. Это привело к возросшему спросу на работников по всем уровням ИТ-подразделений предприятий: от сотрудников, способных починить принтер, до специалистов по эксплуатации региональных вычислительных сетей и экспертов по сетевым соединениям.
- В условиях возросшего спроса на квалифицированных администраторов, разработчиков и архитекторов работодатели занялись поиском стандартизированных способов оценки знаний и умений специалистов. А это, в свою очередь, побудило крупных поставщиков ИТ-продуктов разработать с целью облегчения решения этой задачи сертификаты и программы обучения, такие как оригинальная программа Microsoft Certified Systems Engineer (MCSE) и программа компании Novell Certified Network Engineer (CNE).
Эти программы сертификации привлекли внимание как ИТ-профессионалов, так и работодателей. Трудно сказать, сколько специалистов получили работу после интенсивной подготовки к этим сертификационным экзаменам и их успешной сдачи. Они были приняты благодаря тому, что после их имен в документах стояли заветные аббревиатуры MCSE или CNE, и после этого лихорадочно изучали все, что касается их работы. Это не обязательно плохо, поскольку стандарты предлагаемых поставщиками сертификатов обеспечивали такое положение, когда большинство кандидатов так или иначе приобретали некоторые знания по изучаемому предмету даже в том случае, если им не удавалось получить документ. В конце 1990-х и в начале 2000-х годов получение сертификата MCSE (или его эквивалента) фактически позволяло претендовать на соответствующую вакансию.n
- Мир ИТ продолжал расширяться, и это влекло за собой своего рода переквалификацию; казалось, что возвращаются старые времена мэйнфреймов, когда вы могли (к примеру) обладать сертификатом Microsoft Certified Database Administrator (MCDBA) и добиваться серьезных успехов на работе, хотя почти ничего не знали о Windows в целом, о стандартах TCP/IP и т.д. Это было естественно и ожидаемо в ситуации, когда на рынок поступали новые системы и продукты, которые впоследствии становились все сложнее. К примеру, спланировать развертывание системы Exchange 2003 в компании с числом пользователей 10 тыс. было, по меньшей мере, ничуть не проще, чем составить план развертывания службы Active Directory для той же компании.
Уровень сложности и масштабы ИТ-операций продолжали расти, и расширяющийся рынок отвечал на эту тенденцию повышением уровня зарплат высококвалифицированных специалистов, а поставщики и рынки услуг обучения обрушили на потребителей массу продуктов в помощь преподавателям и обучающимся (курсы, книги, видео и т.д.), помогая добиваться заветной цели — получать должности, требующие высокой квалификации и обеспечивающие высокие доходы.nnИсточник: Windows IT Pro №5 май 2016