Rate this post

В старые добрые времена специализация в сфере обработки информации была исключительно узкой. Существовали четкие различия между програм­мистами, создававшими прикладные программы, системными программистами, разрабатывающими инструментальные средства и операционные систе­мы, системными архитекторами или аналитиками, инженерами по оборудованию, обеспечивающими безотказную работу мощных систем, обслуживающим персоналом (чьи задачи часто сводились к выполнению таких рутинных операций, как смена лент или чистка машин для перфорирования карт, но включали и такие задачи, как планирование работ и управление пользователями) и т. д. Бывало, что сотрудники пере­ходили с одного участка на другой, но это случалось не так часто, как можно подумать: навыки, необходи­мые для выполнения различных видов работ, нередко являлись узкоспециализированными, и само обилие эксплуатируемых аппаратных и программных средств приводило к тому, что во многих случаях сотрудники имели дело с одной и той же платформой или техноло­гией на протяжении почти всей своей карьеры. Такой была первая стадия формирования современной роли ИТ-профессионала. Это были высокоспециализи­рованные, ориентированные на выполнение особых задач сотрудники, чья квалификация повышалась главным образом на рабочем месте. Появление и развитие портативных компьютеров повлекло за собой явную демократизацию работы в сфере ИТ. Все началось с выпуска специализиро­ванных текстовых процессоров, поставляемых такими компаниями, как Wang, Lanier и Exxon. Работа с этими системами не требовала (и чаще всего не допускала) программирования. Они могли функционировать без вмешательства со стороны системных архитекторов. Обычно их могли обслуживать сотрудники с ограни­ченными навыками в сфере ИТ (а то и вовсе без тако­вых). Производителям универсальных вычислитель­ных средств не понадобилось много времени для того, чтобы тоже вступить на этот путь. Сначала появились мини-компьютеры, ориентированные на обслужива­ние филиалов и региональных офисов или централь­ных офисов не очень крупных компаний; за ними последовали системы для департаментов и рабочих групп. А это, в свою очередь, привело благодаря интен­сивной эксплуатации закона Мура к появлению все более мощных компьютеров на рабочих столах поль­зователей по всему миру. Этот переход ускорялся под воздействием параллельного процесса в направлении «снизу вверх», в результате чего появились домаш­ние компьютеры, однако превращение корпоративной сферы ИТ в потребительскую — это тема для отдель­ной статьи.nnВ тот период типичная карьера ИТ-профессионала складывалась так. Сначала — работа в том или ином качестве в подразделении поддержки, возможно, в штате службы поддержки или по части аппаратной поддержки конечных пользователей. А затем переход на все более ответственные посты в сфере технологий. Эта карьера в точности повторяла этапы освоения информационных технологий большинством орга­низаций. Все они начинали с небольшого числа цен­трализованных ИТ-ресурсов, но, по мере того как компьютеры, сетевые средства связи, а также средства работы с электронной почтой, а также совместного использования файлов и принтеров становились все более дешевыми и все менее сложными, информаци­онные технологии укоренялись во все менее масштаб­ных организациях. Будем считать это второй фазой развития роли ИТ-профессионала: умения и навыки обобщаются, но обучение по-прежнему происходит главным образом на рабочем месте. К середине 1990-х годов четко обозначились четыре тенденции:n

  • В соответствии с законом Мура производитель­ность вычислительных систем выросла невероятно. Все больше вычислительных устройств, оснащен­ных мощными средствами обработки и хранения данных, появлялось в организациях, не приоб­щавшихся ранее к информационным технологиям, и происходило это быстрее, чем предполагали экс­перты. Если взять наугад любой 10-летний период в истории распространения ИТ на предприятиях и сравнить достижения в этой области с дости­жениями в любой другой сфере за тот же период, мы увидим, что масштабы и скорость развития технологий обработки и хранения данных просто поражают.
  • Возросший темп наращивания технических мощно­стей свидетельствовал о том, что все новые и новые задачи, услуги, а также процессы могут быть под­вергнуты компьютеризации и автоматизации. В то же время развитие локальных и региональных вычислительных сетей, а также все более активная коммерческая эксплуатация Интернета указывали на то, что сети отдельных организаций становят­ся все более сложными и мощными. Это привело к возросшему спросу на работников по всем уров­ням ИТ-подразделений предприятий: от сотрудни­ков, способных починить принтер, до специалистов по эксплуатации региональных вычислительных сетей и экспертов по сетевым соединениям.
  • В условиях возросшего спроса на квалифициро­ванных администраторов, разработчиков и архи­текторов работодатели занялись поиском стандар­тизированных способов оценки знаний и умений специалистов. А это, в свою очередь, побудило крупных поставщиков ИТ-продуктов разработать с целью облегчения решения этой задачи сертифи­каты и программы обучения, такие как оригиналь­ная программа Microsoft Certified Systems Engineer (MCSE) и программа компании Novell Certified Network Engineer (CNE).

Эти программы сертификации привлекли внима­ние как ИТ-профессионалов, так и работодателей. Трудно сказать, сколько специалистов получи­ли работу после интенсивной подготовки к этим сертификационным экзаменам и их успешной сдачи. Они были приняты благодаря тому, что после их имен в документах стояли заветные аббревиатуры MCSE или CNE, и после этого лихорадочно изучали все, что касается их работы. Это не обязательно плохо, поскольку стандарты предлагаемых поставщиками сертификатов обе­спечивали такое положение, когда большинство кандидатов так или иначе приобретали некото­рые знания по изучаемому предмету даже в том случае, если им не удавалось получить документ. В конце 1990-х и в начале 2000-х годов получение сертификата MCSE (или его эквивалента) факти­чески позволяло претендовать на соответствую­щую вакансию.n

  • Мир ИТ продолжал расширяться, и это влекло за собой своего рода переквалификацию; казалось, что возвращаются старые времена мэйнфреймов, когда вы могли (к примеру) обладать сертификатом Microsoft Certified Database Administrator (MCDBA) и добиваться серьезных успехов на работе, хотя почти ничего не знали о Windows в целом, о стан­дартах TCP/IP и т.д. Это было естественно и ожи­даемо в ситуации, когда на рынок поступали новые системы и продукты, которые впоследствии ста­новились все сложнее. К примеру, спланировать развертывание системы Exchange 2003 в компании с числом пользователей 10 тыс. было, по меньшей мере, ничуть не проще, чем составить план раз­вертывания службы Active Directory для той же компании.

Уровень сложности и масштабы ИТ-операций про­должали расти, и расширяющийся рынок отвечал на эту тенденцию повышением уровня зарплат высо­коквалифицированных специалистов, а поставщики и рынки услуг обучения обрушили на потребителей массу продуктов в помощь преподавателям и обучаю­щимся (курсы, книги, видео и т.д.), помогая добивать­ся заветной цели — получать должности, требующие высокой квалификации и обеспечивающие высокие доходы.nnИсточник: Windows IT Pro №5 май 2016