Не секрет, что в связи с нынешней рыночной ситуацией практическое большинство компаний сокращает закупки оборудования и ПО. Топ- менеджмент понимает, что для ком­пании, не зарабатывающей деньги непосредственно на своих ИТ, обслу­живание внутренних ИТ-систем яв­ляется непрофильным видом деятель­ности: не обеспечивает существенных конкурентных преимуществ, при этом требует значительных затрат на раз­витие и поддержку. Вот тут и возни­кает вопрос: продолжать вкладывать средства в развитие собственной ИТ- службы или передать ИТ-функции на аутсорсинг? К решению этой задачи предприятия разного масштаба под­ходят по-разному. Эксперты выделяют три аспекта.

ИТ-аутсорсинг позволяет компании сократить рас­ходы, ускорить процессы, улучшить их качество и получить новые возможности. Поэтому его можно рассматривать как инструмент оптимизации затрат компании, так и инструмент её развития. О том, для каких типов компаний, какие ит аутсорсинговые про­екты лучше всего подходят, рассказываем далее.

1. Передача функций по поддерж­ке ИТ-инфраструктуры аутсорсеру для территориально распределенных компаний со штатом свыше 5 тыс. сотрудников финансово выгодна всегда. Хотя бы потому, что крупные компании особенно часто сталкива­ются с трудностью контроля затрат на ИТ. Имея «зоопарк» оборудования различного времени выпуска и, как правило, от разных вендоров, руководство рано или поздно приходит к решению что-то менять. Начинают с бизнес-приложений, ЕRР-систем, отраслевых решений, и вскоре осознают тот факт, что теперь бизнес всецело зависит от ИТ: если не работают ИТ- системы, то нет доступа к данным, поэтому нет поставок, отгрузок и, соответственно, нет продаж, нет денег. В данном случае идеальным является вариант масштабного, стратегического аутсорсинга. Следовательно, при передаче ИТ на аутсорсинг экономии можно будет достичь уже только одним сокращением прямых затрат, не говоря о косвенных, которые в особых случаях могут быть близки по масштабам к основным. Самое главное: идея самостоятельно провести такую масштабную трансформацию обречена на колоссальные затраты и — без привлечения профессионалов по ит аутсорсингу — на провал.

2. Для компаний средней величины, числейностью 2-5 тыс. сотрудников, возникает цель не только сэкономить, но и повысить качество ИТ-обслуживания. В этом случае одним сравнением совокупных затрат на ИТ и расходами на ит аутсорсинг не обойтись. Да, можно трансформировать ИТ-управление, внедрить технологии, запустить процессы, но этого может оказаться недостаточно, чтобы сделать предложение экономически эффективным и привлекательным с первого взгляда. Если ИТ-штат сокращен до минимума, специалисты перегружены, оборудование старое и загружено на 100%, то поле для оптимизации может оказаться небольшим, а значит, неоткуда взять и сокращение затрат (здесь не стоит забывать о прибыли подрядчика). В этом случае нужно считать выгоды от полученных преимуществ более качественных ИТ-услуг для бизнеса. Если бизнес прибыльный и успешный, налажены бизнес-процессы, сильно зависящие от информационных технологий, — ИТ-аутсорсинг будет выгоден.

3. И третий тип компаний, для которых ИТ-аутсорсинг будет невыгоден, как ни считай. Сюда относится любая компания, цель которой — только экономия ИТ-бюджета. Рассмотрим вариант: все корпоративные ИТ, которые, предположим, можно отдать на ит аутсорсинг, работают вполне приемлемо. Возьмем, например, поддержку рабочих мест — всё работает оптимально, сотрудники более или менее справляются со своими задачами, но хочется ещё сократить затраты и заодно переложить головную боль на третью сторону, то есть отдать подрядчику все риски и ответственность. В этом случае не будет никакого экономического выигрыша. Да и откуда ему взяться? Трансформацию или оптимизацию провести практически нереально — сотрудники загружены на 100% и используются оптимально. Качество сервиса вполне устраивает, улучшений не требуется.

Таблица. Характеристика компаний, проявляющих интерес к ит аутсорсингу

Международные компании в Украине

Аутсорсинг ИТ-функций

Использование специалистов аутсор­синговой компании для управления ИТ- инфраструктурой, включая возможность перевода собственных ИТ-специалистов в штат команды провайдера сервисных услуг

Крупные компа­нии, имеющие фи­лиальную сеть

Техническая поддержка филиалов;

управление серверной и сетевой инфраструктурой;

управление инженерной инфраструк­турой ЦОД;

управление инфраструктурой Мicrosoft

Использование специалистов аутсорсинго­вой компании для комплексного сопрово­ждения ИТ-инфраструктуры

Государственные органы власти и бюджетные учреждения

Централизация управления ИТ- инфраструктурой и реализация целе­вых государственных программ

Использование сервисных центров про­вайдера, которые специализируются на оказании услуг в области ИТ-аутсорсинга и системной интеграции для бюджетных организаций

Компании СМБ

Использование отдельных функций ИТ-аутсорсинга, управление ИТ- инфраструктурой, создание квалифи­цированных служб, их поддержка и сопровождение

Использование общих центров обслужива­ния аутсорсинг-провайдера

Получается, что подрядчик возьмет поддержку ваших рабочих мест и практически продаст вам то же, но с маржой? И при этом не стоит забывать об обязательном проекте миграции (либо организация сервиса на стороне подрядчика, либо перевод ваших сотрудников в штат другой компании) — он также не будет бесплатным.

Большинство компаний можно отнести сразу к нескольким вариантам в разных пропорциях в зависимости от конкретной ситуации в ИТ и бизнесе. Рассмотренные выше аспекты служат лишь примером того, как стоит оценивать свои планы по переходу на ИТ-аутсорсинг.

Еще раз стоит отметить то, что вопрос проработки обоснования стратегического ИТ-аутсорсинга лежит намного глубже просто оценки ИТ-бюджета. ИТ — это часть бизнес- стратегии компании, и именно с этой точки зрения нужно оценивать необходимость перехода на новую модель ИТ-услуг.