Не секрет, что в связи с нынешней рыночной ситуацией практическое большинство компаний сокращает закупки оборудования и ПО. Топ- менеджмент понимает, что для компании, не зарабатывающей деньги непосредственно на своих ИТ, обслуживание внутренних ИТ-систем является непрофильным видом деятельности: не обеспечивает существенных конкурентных преимуществ, при этом требует значительных затрат на развитие и поддержку. Вот тут и возникает вопрос: продолжать вкладывать средства в развитие собственной ИТ- службы или передать ИТ-функции на аутсорсинг? К решению этой задачи предприятия разного масштаба подходят по-разному. Эксперты выделяют три аспекта.
ИТ-аутсорсинг позволяет компании сократить расходы, ускорить процессы, улучшить их качество и получить новые возможности. Поэтому его можно рассматривать как инструмент оптимизации затрат компании, так и инструмент её развития. О том, для каких типов компаний, какие ит аутсорсинговые проекты лучше всего подходят, рассказываем далее.
1. Передача функций по поддержке ИТ-инфраструктуры аутсорсеру для территориально распределенных компаний со штатом свыше 5 тыс. сотрудников финансово выгодна всегда. Хотя бы потому, что крупные компании особенно часто сталкиваются с трудностью контроля затрат на ИТ. Имея «зоопарк» оборудования различного времени выпуска и, как правило, от разных вендоров, руководство рано или поздно приходит к решению что-то менять. Начинают с бизнес-приложений, ЕRР-систем, отраслевых решений, и вскоре осознают тот факт, что теперь бизнес всецело зависит от ИТ: если не работают ИТ- системы, то нет доступа к данным, поэтому нет поставок, отгрузок и, соответственно, нет продаж, нет денег. В данном случае идеальным является вариант масштабного, стратегического аутсорсинга. Следовательно, при передаче ИТ на аутсорсинг экономии можно будет достичь уже только одним сокращением прямых затрат, не говоря о косвенных, которые в особых случаях могут быть близки по масштабам к основным. Самое главное: идея самостоятельно провести такую масштабную трансформацию обречена на колоссальные затраты и — без привлечения профессионалов по ит аутсорсингу — на провал.
2. Для компаний средней величины, числейностью 2-5 тыс. сотрудников, возникает цель не только сэкономить, но и повысить качество ИТ-обслуживания. В этом случае одним сравнением совокупных затрат на ИТ и расходами на ит аутсорсинг не обойтись. Да, можно трансформировать ИТ-управление, внедрить технологии, запустить процессы, но этого может оказаться недостаточно, чтобы сделать предложение экономически эффективным и привлекательным с первого взгляда. Если ИТ-штат сокращен до минимума, специалисты перегружены, оборудование старое и загружено на 100%, то поле для оптимизации может оказаться небольшим, а значит, неоткуда взять и сокращение затрат (здесь не стоит забывать о прибыли подрядчика). В этом случае нужно считать выгоды от полученных преимуществ более качественных ИТ-услуг для бизнеса. Если бизнес прибыльный и успешный, налажены бизнес-процессы, сильно зависящие от информационных технологий, — ИТ-аутсорсинг будет выгоден.
3. И третий тип компаний, для которых ИТ-аутсорсинг будет невыгоден, как ни считай. Сюда относится любая компания, цель которой — только экономия ИТ-бюджета. Рассмотрим вариант: все корпоративные ИТ, которые, предположим, можно отдать на ит аутсорсинг, работают вполне приемлемо. Возьмем, например, поддержку рабочих мест — всё работает оптимально, сотрудники более или менее справляются со своими задачами, но хочется ещё сократить затраты и заодно переложить головную боль на третью сторону, то есть отдать подрядчику все риски и ответственность. В этом случае не будет никакого экономического выигрыша. Да и откуда ему взяться? Трансформацию или оптимизацию провести практически нереально — сотрудники загружены на 100% и используются оптимально. Качество сервиса вполне устраивает, улучшений не требуется.
Таблица. Характеристика компаний, проявляющих интерес к ит аутсорсингу
Международные компании в Украине |
Аутсорсинг ИТ-функций |
Использование специалистов аутсорсинговой компании для управления ИТ- инфраструктурой, включая возможность перевода собственных ИТ-специалистов в штат команды провайдера сервисных услуг |
Крупные компании, имеющие филиальную сеть |
Техническая поддержка филиалов; управление серверной и сетевой инфраструктурой; управление инженерной инфраструктурой ЦОД; управление инфраструктурой Мicrosoft |
Использование специалистов аутсорсинговой компании для комплексного сопровождения ИТ-инфраструктуры |
Государственные органы власти и бюджетные учреждения |
Централизация управления ИТ- инфраструктурой и реализация целевых государственных программ |
Использование сервисных центров провайдера, которые специализируются на оказании услуг в области ИТ-аутсорсинга и системной интеграции для бюджетных организаций |
Компании СМБ |
Использование отдельных функций ИТ-аутсорсинга, управление ИТ- инфраструктурой, создание квалифицированных служб, их поддержка и сопровождение |
Использование общих центров обслуживания аутсорсинг-провайдера |
Получается, что подрядчик возьмет поддержку ваших рабочих мест и практически продаст вам то же, но с маржой? И при этом не стоит забывать об обязательном проекте миграции (либо организация сервиса на стороне подрядчика, либо перевод ваших сотрудников в штат другой компании) — он также не будет бесплатным.
Большинство компаний можно отнести сразу к нескольким вариантам в разных пропорциях в зависимости от конкретной ситуации в ИТ и бизнесе. Рассмотренные выше аспекты служат лишь примером того, как стоит оценивать свои планы по переходу на ИТ-аутсорсинг.
Еще раз стоит отметить то, что вопрос проработки обоснования стратегического ИТ-аутсорсинга лежит намного глубже просто оценки ИТ-бюджета. ИТ — это часть бизнес- стратегии компании, и именно с этой точки зрения нужно оценивать необходимость перехода на новую модель ИТ-услуг.